Страхование грузов — один из видов имущественного страхования, имеющий целью защиту грузов от различного рода рисков в процессе их транспортировки от грузоотправителя к грузополучателю.
Зачем страховать грузы?
Страхование товаров при перевозке считается обычным делом в коммерческом мире. Коммерсанты заключают страховые контракты по перевозке груза чтобы:
обеспечить защиту от финансовых потерь, которые возникают из-за порчи груза, его кражи, поломки, повреждения, неприемки всей партии или части партии, ущерба, нанесенного во время транзитной перевозки;
обеспечить защиту от финансовых претензий, которые могут быть выдвинуты против владельца товара на борту судна, в случае декларированной общей аварии, когда самому товару ущерб не нанесен.
Необходимо объяснить точные значения самих терминов «частная авария» и «общая авария».
Частная авария означает, что урон был нанесен только товару или самому кораблю.
Общая авария означает потерю (выбрасывание груза за борт в случае аварии морского судна) и расходы, которые берут на себя добровольно во избежание полной потери судна и груза, находящегося на борту.
Вот примеры случаев, которые ведут к общей аварии: пожар на борту судна, погодные условия, в которых судно не может ориентироваться, выход из строя оборудования и, как следствие, потеря контроля над судном. Чтобы предотвратить полную потерю (гибель) корабля, его капитан должен обратиться за внешней помощью для буксировки судна в порт, где можно произвести ремонт. Все расходы, связанные с происшествием, понесут владелец судна и владельцы грузов, оказавшихся на его борту. Степень ответственности, которую несут последние, равняется стоимости груза, стоимости фактуры плюс фрахт.
Экспертную оценку здесь дают специалисты, которые называются диспашерами (это специалисты по оценке убытков от общей аварии и их распределению между участниками рейса). Урегулирование проблем в случае общей аварии занимает несколько лет.